Сейчас, когда я стала профессором Академии гуманной педагогики, у меня появилось обострённое чувство ответственности за каждое сказанное мной слово, за каждое моё действие, за каждую мою мысль.
Дети - мои главные учителя в жизни. Они учат не только терпению, принятию, Любви, искренности, честности ..., но и великой Мудрости жизни. До сих пор для меня загадка: откуда им известны истины бытия.
Вчера у нас был необычный урок обучения грамоте "Мы философы". Тему этого урока накануне подсказали сами дети. (Не могу вспомнить, какие и чьи слова направили нас в русло размышлений о душе человека...) И мы с детьми решили об этом поразмышлять завтра: 10.11.2023. На уроке мы взращивали в себе трудолюбие, сообразительность, дружелюбие, развивали мудроречие, учились думать сердцем.
Начали мы с жизни Льва Николаевича Толстого. Лев Толстой - граф, богатый человек, смелый. В молодости сорил деньгами, играл, вёл развесёлый образ жизни, но пришло время, когда он понял, что так жить нельзя, что его праздная жизнь никчёмна. Лев Толстой начинает путь к самосовершенствованию. Каждый день он взращивает в себе светлое качество. И как! Он пишет это качество на листке бумаги, кладёт листок в карман (как напоминание) и старается в этом дне быть таким, каким он хочет себя видеть. Лев носит эту напоминалку и взращивает качество до тех пор, пока оно не становится естественным проявлением для него.
Дети поняли, что жизнь в из руках, и решили, по примеру Л.Н.Толстого взращивать в себе лучшие качества. Каждый написал на листке одно качество, положил листок в удобное для себя место. Верю, что так посеялось зёрнышко самосовершенствования в душе.
Удивлена тем, что наши дети понимают, что их никто не может воспитать. Нет таких сил и задачи у других людей: ни у мамы, ни у папы, ни у учителя... Есть один единственный человек на Земле, который может это сделать. И дети знают этого человека в лицо. "Это я сам," - отвечают они хором. А мы, взрослые, можем дать образ лучших качеств для наших детей. Личность воспитывается через образы. Образы - это впечатляющие жизненные примеры, которые становятся путеводными маяками в жизни ребёнка. Поэтому, нам важно думать только о своём поведении, о том, какой образ сейчас видят дети.
Лев Николаевич Толстой подарил миру образ души в виде алмаза. "Душа человека - как алмаз. Только от самого человека зависит станет этот алмаз бриллиантом или нет". На эту тему я произнесла двухминутную речь. И увидела у большинства детей в глазах понимание. Почувствовала, что для остальных ребят нужен переводчик со взрослого языка на детский. И тут на помощь мне пришёл Павел. Я быстро взяла ручку и стала записывать его слова: "Алмаз - это не совсем добрая душа, но мы делаем её доброй сами. Сейчас кто-то толкается, обзывается, говорит плохие слова, но у него внутри есть алмаз души, чтобы этот алмаз стал красивым бриллиантом, нам важно помогать другим людям, делать хорошие дела".
Алёна З.: "Нельзя чужую душу сделать красивой. Только сам человек свою душу может сделать красивой".
Маша Б.: "Я хочу свой алмаз сделать бриллиантом. Я знаю, как это сделать".
Наши мудрецы: Есения С., Асет, Даниил, Максим А., Лев ... - сказали, что инструментами для ювелира своей души являются хорошие поступки, чистые мысли, чистая речь. Сделали вывод, что смыслом жизни можно считать самосовершенствование своей души. Мы пришли к единомыслию в этом вопросе.
Так мы плавно перешли к чистоте речи.
Поняли силу влияния слова на воду. И пусть этот эксперимент учёного Масару Эмото многие считают фейком (скорее всего это так и есть), но мне хочется в него верить всем сердцем. Ведь он наглядно показывает силу слова. "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собою вести" (В. Шефнер). А я безгранично верю в силу слов, сказанных чистым сердцем.
И вот подошёл к концу наш необычный философский урок. Урок - окно в мир, взгляд на новое. У-рок = у + рок. Сакральный смысл: учитель, у меня будут удары судьбы, научи меня выстоять, подняться и стать сильнее, а не упасть в бездну. Думаю, что этот урок останется в сердцах детей надолго, семена мудрости обязательно прорастут и помогут детям встать на путь самовоспитания, самосовершенствования, самообладания. Дети поняли, что их жизнь в их руках и решили взращивать в себе самые лучшие качества по примеру Льва Николаевича Толстого. Помогите им в этом. Поддержите в их устремлении. А как? Своим устремлением к самосовершенствованию.
Хороших семейные выходных! Пусть в вашей душе всегда светит солнце. И помните, что самолёты на разных высотах не сталкиваются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий