четверг, 11 апреля 2024 г.

Любить, нельзя бороться ИЛИ Любить нельзя, бороться?

 Сегодня у нас с детьми особенный день - юбилейный 500-ый урок! Судьба нам подарила его первым уроком. Необычный урок русского языка: "Зри в корень", лейтмотив: начни с корня, доберёшься до вершины. 

Наши дети проявили чудеса глубокомыслия. Только значений слова корень придумали больше пяти, а в словаре их было только три (дети назвали все значения из словаря) и добавили: корень сердца находится в душе (Кирилл), у всех вещей есть корень - это начало чего-либо (Матвей), я и моя сестра - корни нашей семьи, ведь с нас всё началось (Сафия). 

Наши дети сами сделали вывод, что у однокоренных слов есть не только общая часть, но и общий смысл. На эти мысли их сподвигли слова М. Рыбниковой "Найти корень слова - это значит, найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк". Помогла увидеть общий смысл Аня

Мы вместе вырастили красивое дерево с однокоренными словами -род-. Было приятно наблюдать за процессом рождения новых слов, ведь глаза детей светились радостью открытия. 

Моим сюрпризом стала притча о Лавре

Возле реки, в одном лесу были деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть сильными и высокими и быть с красивыми цветками и густою листвой.

Конечно, у них не было сил на то, чтобы развивался корень, но им важнее казалась высота, красота.

Но между теми деревьями, которые своею высотою и огромными цветками удивляли всех, рос небольшой, без цветков лавр.

Он все силы тратил на корень.

Все смеялись над ним, так как ни цветков, красивых и больших, ни огромную высоту  он не имел.

"Лавр! Что ты тратишь силы на тот корень, посмотри на нас. Нас все хвалят за огромную листву, за огромные пахучие цветы, за нашу высоту."

А лавр отвечал:

«Я лучше буду тратить свои силы на корень: я буду расти и давать всем нуждающимся мои листья».

Но всё равно все продолжали над ним смеяться.

Однажды пришёл сильный ветер, и все те деревья из-за слабого корня упали.

А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.

И тогда все поняли, что в трудные моменты нас держит не наша внешность и облик, а то, что скрыто в нашем корне, в сердце, там… в душе.


- Что взращивал в себе лавр? 

Злата и Карим отметили, что Лавр взращивал доброту. Егор заметил, что - мудрость. Сафия сказала, что Лавр не обращал внимание на то, что над ним смеются, он был стойкий. Сафия первая провела параллель между лавром и человеком, помогла нам увидеть и в других растениях людей. Даже в ветре дети почувствовали метафору. Матвей: ветер - это препятствия на жизненном пути. Сафия: ветер - это сила, которая может уничтожить. Даня: ветер - это опасность. Это лишь малая часть того, что мне удалось запомнить. Мне точно на такие уроки нужен секретарь:) 

Для меня до сих пор является загадкой детская мудрость. Дети явно знают больше, чем говорят. Как же нам научиться их слушать и слышать?

На математике мы продолжили исследовать. Изучали единицу вместимости литр. Глаза детей горели и среди общего рабочего шума я услышала слова Аслана: "Вот это математика! Как интересно!" Дети увлечённо делали предположения, не замечая, что, переливая воду, мы решаем задачи на вместимость. 

На окружающем мире нас захватило звёздное небо, Солнце, Луна. Свои глубокие познания показали Лев, Есения К., Евгений, Василиса, Егор. В конце урока каждый ребёнок уже всё понимал про смену дня и ночи. 

ИЗО... Для меня рисование красками - это каждый раз сродни подвигу. Настоящая борьба. С кем эта борьба? Должна быть с собой. Ведь как трудно устоять, когда прозвенел звонок на урок, а человек 10 из класса продолжают вести беседы, 4 человека находятся в поиске красок и альбомных листов... Шум... И здесь мне стало очень трудно. Забыв про дыхательную практику, про принятие, про понимание, что всё от Бога, всё во благо и всё с любовью, я пошла по самому короткому пути... Стала бороться не с собой, а с проявлением детских шалостей:( Повысила голос до предела своих возможностей:) На удивление все притихли, поняли, что перешли границы себе же дозволенного, и в классе воцарилась тишина. А мне стало так горько на душе, так темно, что тумблер в моей голове переключился с детей на себя. Мы начали творить красивое звёздное небо. Процесс творчества был прекрасен, а потом надо было несколько раз поменять воду, промыть кисточки, убрать своё рабочее место. Тумблер в моей голове усилием воли переместила в сердце. Из сердца услышала слова: любить, нельзя бороться! Как же после этих слов мне стало светло и радостно. Мы спокойно убрали свои рабочие места, отмыли парты от краски, разложили материалы по местам. В моей душе поселилась благодарность к моим помощницам: Есении К., Сафии, Лере, Ане, Есении С...

Наши дети на меня вовсе не обиделись, а с пониманием отнеслись к моей борьбе с их шалостями. Одарили меня своим светом благодарности за уроки. Ради этих глаз я точно знаю, что какой бы силы ветер не дул, мои корни крепки. Выстою с помощью Высших сил, с помощью веры в меня моего Учителя, с помощью веры в каждого ребёнка, с помощью вашего доВЕРия, хранители детства. 

Как же важно помнить слова моего сердца: любить, нельзя бороться! 

Хранители детства, благодарю вас за наших мудрых детей, за их Любовь, за возможность каждый день самосовершенствовать свою душу, укреплять свой дух. Присоединяйтесь, вместе интереснее и радостнее.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий