вторник, 22 сентября 2020 г.

Школьные вести (22 сентября, размышления учителя)

Сегодня день трудный, но интересный.

Трудный, потому что у нас нет общего одинаково сильного желания учиться и трудиться. Как сделать так, чтобы на одном уроке было столько уроков, сколько важно для каждого ученика?Как же хочется разгадать эту загадку! 

Что важнее обучение или воспитание? Может быть это взаимосвязанные процессы и они одинаково важны?

"Главное отличие процессов воспитания и обучения заключается в том, что обучение даёт ребёнку знание, а воспитание - отношение к знаниям" (Ш.А. Амонашвили)

Без воспитания обучение не состоится. Любые знания без понимания их значимости быстро стираются из памяти, как что-то не очень важное. Читая размышления моего Учителя, приходит понимание того, почему так сложно взрастить духовную общность с некоторыми учениками. Ведь ребёнок живёт и общается в разной среде: дома, на улице, в школе... Если в школе мы живём понятиями доброты, чистоты, трудолюбия, красоты..., то, в другой среде общения, эти понятия могут обесцениваться образами прохожих людей...Мне близка мысль Шалвы Александровича: не та школа хорошая, где дети ведут себя хорошо, а та, где дети ведут себя хорошо за пределами её. Хочется перефразировать эти слова: не тот учитель хорош, у которого ученики хорошо ведут себя на уроке, а тот, у которого ученики хорошо себя ведут в его отсутствие. 

Процесс воспитания гораздо сложнее, чем процесс обучения.Ведь обучение - это специально организованная классно-урочная система, со своими стандартами, с определённым отведённым для этого процесса временем, а воспитание - это бесконечный процесс, который не имеет выходных и вектор этого процесса постоянно меняется, так как ребёнок видит разные образы на улице, дома, в школе... Как ребёнку не запутаться в этих образах? Важно, чтобы мы с вами смотрели в одну сторону, думали одинаково о воспитании ребёнка, понимали всю нашу ответственность за их будущее. 

У воспитания и обучения по законам гуманной педагогики единый фундамент - это безусловная любовь к миру. Дети там лучше учатся, где создаётся специальная среда для воспитания детей, а если такой среды нет, то и обучение обесценивается.

Я мечтаю, чтобы в моих учениках проснулась внутренняя культура, которая будет личным цензором плохих и хороших поступков. Как же это сделать? Несомненно, личный пример учителя важен, но не менее важен, а может быть и более, личный пример родителей. Если мы объединимся и ради наших детей станем более культурными, более добрыми, более любящими...станем лучше, чем были вчера, то наши дети это обязательно заметят и начнут нам подражать.

Мудрецы говорят, что любовь без дел мертва. Это же можно сказать и о доброте, и о дружбе, и о великодушии. Можно сколько угодно рассуждать о любви, доброте, дружбе, великодушии, но ничего не делать в этом направлении. А можно молча на глазах у детей делать добрые дела, следить за чистотой своих мыслей и намерений, помогать друзьям, проявлять великодушие к людям, к животным. Именно эти дела будут для наших детей теми маяками, которые осветят им истину настоящих знаний, помогут взрастить в себе самое лучшее отношение к ним. Дети поймут, что всё в этой жизни надо делать с любовью, с радостью, с наслаждением, тогда и учиться будет интереснее, а знания станут более ценными.

Наша задача - помочь ребёнку взрастить в себе отношение к духовно-нравственным законам. Почему именно отношение? Потому что знания этих законов у детей есть, а вот отношение к ним непонятны. Практики в применении мало. Спросите  ребёнка о том, что такое хорошо и что такое плохо, сразу всё расскажет, но применить затрудняется. Наши нотации и бесконечные разговоры не помогут ребёнку стать добрее, трудолюбивее, человечнее, умнее...Помогут лишь образы.

О любви надо не разговаривать, любовь надо проявлять. Ребёнок должен видеть маму, любящую всех. Образ только тогда достигает своей цели, когда увидел, услышал, понял, почувствовал, на сердце отложилось! Творите образы ради счастливого будущего своего ребёнка. Помогите мне в процессе воспитания!

Хорошего дня и приятного вечера!


Комментариев нет:

Отправить комментарий