понедельник, 7 сентября 2020 г.

Школьные вести (7 сентября)

 Ассоциации: радость, интерес, туман, вера, надежда.

Радость, надежда

Встреча с единомышленниками после выходных всегда радость для меня. Эту радость разделяют со мной и наши дети. Это счастье для учителя. 

Мне очень приятно, что стихотворение наизусть уже подарили 10 человек! А по окружающему миру подарочек сделали 27 из 28 учеников в классе. Надеюсь, что подарочки не омрачают ваши семейные вечера. 

В каждом подарочке спрятана моя суперсила. Об этом я сегодня сказала детям и с большой благодарностью вернула листочки с подарочками. К сожалению, несколько ребят не получили назад листочек, потому что забыли сделать, потеряли, не донесли до меня. В их глазах читалось смущение и обещание, что в следующий раз всё сделают в лучшем виде:)

Интерес

Как же интересно прожили мы этот день. На математике у меня сегодня как-то не клеилось. Постоянно ошибалась в решении примеров, но дети меня направляли к правильному ответу. Не давали мне окончательно запутаться. Математику прожили на одном дыхании. Радует, что мы вспомнили, как работать с данными задачи, что значит решить задачу, даже оформили решение задачи в тетрадке. 

Нашу работу на уроке русского языка можно посмотреть в новенькой тетрадке для подарков. Надеюсь, что дети помнят, что гласных букв в русском языке 10, а звуков 6, что буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим, что хитрюги Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают только один звук: дают мягкую команду и занимают домик гласного звука НЯ [Н' А] и т.д.

На окружающем мире мы стали учёными. Наша тетрадь превратилась в дневник учёного, где мы будем вести основные записи с уроков. Если у ребёнка есть вклейки в тетради, во вклейках есть отметки о выполнении (на листочке с вопросами), есть слова ИСТИНА, ЛОЖЬ на цветных распечатках, то учёный сегодня потрудился хорошо, стремился постичь истину. Если листочки просто вклеены и нет никаких пометок, то учёный предпочёл отдохнуть, подустал немного:) 

Туман

Впервые возникла эта ассоциация. Иногда во время урока в моей голове появлялся туман. Туман беспомощности. Такое ощущение сегодня я испытала 2 раза. Когда понимала, что мы перестаём быть единым целым с большинством учеников (не со всеми), я садилась на стул и наблюдала за процессом, который был далёк от учёбы. Класс быстро понимал, что что-то идёт не так и успокаивался. Урок продолжался. Как говорит мой учитель Шалва Александрович, если не знаешь, как поступить в данный момент, лучше никак не поступай. Ещё я поняла, что важно в этот момент занять позицию наблюдателя. Просто наблюдать не только за детьми, но и  за своими процессами внутри. Тогда в голове появляется ясность и приходит верное решение. 

Как же хочется, чтобы у нас интерес был общий на всех! Чтобы не было посторонних разговоров. Почему дети могут позволить себе лишнюю болтовню на уроках??? Пока это загадка для меня. Буду просить детей помочь мне найти отгадку. Без них на этот вопрос мне не ответить. Болтали сегодня 10 человек:) Конечно, не все в раз  не громко, но отвлекались немного:) 

Вера

Я верю, что в скором времени у нас не будет разногласий по поводу поведения. Мы научимся чувствовать друг друга на уровне сердца. На уроке будет царить атмосфера сотрудничества, трудолюбия, старания, любви, красоты. Это поможет сделать моя любовь к детям, ваша любовь к своему ребёнку, любовь ребёнка к нам. Дети любят нас безусловно. Как же важно нам не предать их любовь своим раздражением, недоверием, никому не нужными наставлениями. Как важно мудро любить. Это и просто, и сложно одновременно. 

Если вам что-то не нравится в поведении ребёнка, то нельзя говорить: ты плохо себя вёл, ты некрасиво написал, ты не старался, ты подрался, ты здесь не прав. И хвалить за это тоже нельзя. Плохие поступки надо порицать, но без раздражения. Важно строить Я-высказывания. 

Я-высказывание (говорить искренне и от сердца)

1 шаг. Реальное описание ситуации. Ничего не добавлять и не придумывать. Без эмоций, искренне, без оценки.

2 шаг. Описать свои чувства, которые вы испытываете при этой ситуации. 

Нельзя задерживаться на этих двух пунктах долго.

3 шаг. Мне бы хотелось, чтобы ты ... Выражаете свою просьбу.

4 шаг. Позитивное подкрепление. Я тебя очень люблю, мне важно сохранить мир в наших отношениях. Ты просто замечательный, я ценю нашу дружбу...

Ситуация 1. Ребёнок не хочет вовремя вставать утром.

1+2 Каждый раз, когда ты не просыпаешься вовремя утром, я испытываю невероятное волнение, переживаю, что ты можешь опоздать. 

3. Я бы хотел(а), чтобы ты помог мне избавиться от этих волнений и переживаний. Пожалуйста, вставай вовремя. 

4. Я дорожу нашими отношениями, я люблю тебя, и мне совсем не хочется ссориться из-за этих моментов. 

Ситуация 2. Ребёнок сделал подарок учителю как попало. Ваши действия. (здесь не Я-высказывание, но есть позиция понимания и доверия)

Смотрите тетрадь и говорите:

- Я рад(а), что ты сделал(а) подарок. Как ты думаешь, что такое подарок? С какими чувствами надо делать подарок?

Рассуждения ваши и ребёнка: подарок надо делать с чувствами благодарности и любви, чтобы учитель почувствовал твою любовь через подарок. 

- Как ты думаешь, здесь учитель почувствует твою любовь? 

Если последует ответ "да", то больше ничего не говорите, просто вздохните. Потом шепните мне, что такая ситуация. Дальше уже наступает моя часть педагогического искусства.

Надежда

Надеюсь, что вы примите практику Я-высказывание в свою жизнь. Знаю, что эта практика приятна не только детям, но и взрослым. Живите без претензий к друг другу, к детям, к миру. Пусть каждая ваша претензия превратится в приятное пожелание!

Отличного дня и приятного семейного вечера!


Комментариев нет:

Отправить комментарий